Независимое экологическое журналистское сообщество
Открытый город: Независимое экологическое журналистское сообщество; Санкт-Петербург; газета и радиопередача
главная | радио | статьи | архив | новости

Реклама :

Экзотические Хроники Очевидцев —

Май 2001. № 5(21)

Олония — гусиный рай

Впервые в Европе в карельском городе Олонец был проведен экологический фестиваль, посвященный диким гусям - "Олония - гусиная столица", на который пришли сотни олончан, приехали гости из Дании, Германии, Швеции. Олонецкие поля - это крупнейшая в Северной Европе весенняя стоянка гусей, одно из немногих охраняемых в нашей стране весенних скоплений водно-болотных птиц. За май здесь набираются сил от 200 тысяч до полутора миллионов гусей. Но после того как сельское хозяйство края пришло в упадок, поля начали зарастать кустарником и осторожные птицы стали бояться на них садиться. Еще немного - и стоянка прекратила бы свое существование. На помощь гусям пришли Балтийский Фонд Природы, Всемирный Фонд Дикой Природы (WWF), Международный Союз Охраны Природы (IUCN). Получив 400 тысяч шведских крон от WWF Швеции, племенное хозяйство "Ильинское" расчистило поля, закупило новых породистых коров, улучшило их рацион. Уникальный случай - довольны гуси, коровы и люди.

Гуселизатор

Оказалось, что многие олончане и знать не знали, что их поля так любят дикие гуси. Накануне фестиваля школьников города одиннадцать раз вывозили к орнитологической вышке, и они смогли в стереотрубы полюбоваться на диких птиц. В небольшом провинциальном городке праздник - да еще такой экзотичный - подарок судьбы, и дети потянули на центральную площадь родителей. Тем более что программа обещала и "гусиное пятиборье" и гуселизатор, а также танцы местных и приезжих коллективов, выступление популярного композитора Григория Гладкова.

Какой ажиотаж поднялся во время забегов гуселизатора! Впереди каждого гуся бежал жокей, завлекая птицу, позади мчался второй, подгоняя. Народ был в полном восторге. Да и призы, купленные на спонсорские деньги, были нешуточными. Кстати, спонсоры были не только из дальнего зарубежья, а и свои, местные.

Перед броском на север

В пять часов утра поля были укутаны густейшим туманом, из которого доносился такой мощный гусиный гогот, какого я в жизни не слышал. Это был потрясающий хор. Чувствовалось, что птиц в этом тумане тысячи, что они замерзли, встревожены, мало ли кто в таком "киселе" подкрадется. Когда туман стал рассеиваться, мы ахнули - все поле, сколько хватало глаз, было покрыто гусями. Мне показалось, что их было несколько десятков тысяч. Я стал жадно смотреть в бинокль.

Еще никогда в жизни мне, заядлому охотнику, не доводилось видеть столько дичи. И не через прицельную планку ружья. Гуси жадно щипали траву, спали, бродили по каким-то своим птичьим делам, выясняли отношения. Один гусак шуганул другого. Над гусиным становищем летали и мелодично кричали чибисы. Свои печальные песни тянули большие кроншнепы. И садились среди гусей, чувствую, что тут они будут в полной безопасности. Прилетали новые гусиные стаи, гагакали из поднебесья, сидящие кричали в ответ. Стаи шли на посадку.

До края этой огромной стоянки, гусиного базара, было метров сто и моего объектива в 180 миллиметров не хватало, чтобы сделать хороший снимок. Но стоило мне сделать несколько шагов от шоссе, как гусиные сторожа, стоявшие ближе всех к дороге, предостерегающе закричали. Стало ясно, еще несколько шагов и все эти несметные стаи поднимутся на воздух, сметаемые паникой. Хотелось смотреть на эту простую птичью жизнь еще и еще. Было в этой картине птичьего рая нечто, очищающее душу от всей коросты жесткой городской жизни.

Вышки для орнитологов построили труженики племенного хозяйства "Ильинское" на западные деньги. Гусям эти места так нравятся потому, что вокруг полей огромные болота, которые тянутся на десятки километров. И весной, когда на болотах разливается половодье, к гусиным стаям никакой враг подобраться не может. Но этой дикой птице перед броском в 800 километров на север, нужно набраться сил, накопить жир. Потому что прилетают они в тундру, когда там еще лежит снег, земляных проталин мало, корма - никакого. А гусыням нужно отложить яйца, согревать их своим теплом. Север есть север, и снегопады срываются, и мороз может ударить. Не запасут птицы жира, - не будет у них гусят. Поэтому и отъедаются тут гуси по две-три недели на побегах травы. Причем щиплют только верх побега, в котором есть белок. Прилетают сюда лесной и тундряной подвиды гуменника, гусь серый, гусь пискулька, краснозобая казарка, даже огромная канадская казарка появлялась. Тучи голубей, полчища самых разных уток, куликов, охотятся луни, совы и орланы-белохвосты. Частые гости серые журавли.

Дикий гусь ак источник инвестиций

Рустам Сагитов, руководитель Балтийского Фонда Природы вспоминает, как родилась идея помочь гусиной стоянке выжить:

— Мы здесь начинали сугубо научный проект, - сколько гусей прилетает, каких. И поняли, - деградация сельского хозяйства приводит к гибели стоянки. Вместе с профессором Зиминым долго ломали голову, что же можно предпринять. А поля на глазах покрывались ивняком. Может быть, создавать охраняемые участки? Хорошо, создадим, документы оформим, будем ходить по разным инстанциям и доказывать, что это - уникальное место, с нами будут соглашаться, кивать головами, но этим поля не спасешь от натиска кустарников. И тут шведы предложили: наука наукой, но и практикой пора заниматься. Надо помочь совхозу "Ильинское". Нужно, чтобы дикий гусь стал источником инвестиций.

Николай Петелин, директор племенного хозяйства "Ильинское", получив помощь из Швеции, не только стал расчищать поля, засевать их кормовыми травами, но и прикупил чистокровных коровок йоркширской породы. Пока его буренки дают в среднем по 4 200 литров молока в год. Среди крупных хозяйств Карелии "Ильинское" на первом месте. Петелин хочет, чтобы удои были еще выше, а для этого нужно улучшать корма, значит, восстанавливать поля. На которые будут прилетать новые стаи гусей.

Журавлиный крик

Пора было расставаться с Олонией - гусиной столицей. Над ними все так же стоял гусиный крик. Скоро-скоро одна за другой стаи поднимутся на крыло и полетят на север в тундру. Чтобы следующей весной вернуться сюда снова. Мы уже отъехали несколько километров от гусиного рая, когда увидели большую стаю серых журавлей. Журавушки шли на посадку. И курлыкали, курлыкали радостно в ожидании отдыха.

Виктор Терёшкин

<< Список всех статей рубрики  

Внимание! При полном или частичном использовании материалов этого сайта ссылка на него обязательна.
Материалы: © 2002 Открытый Город Дизайн: © 2002 Георгий Сторм
Сайт открыт 1 июня 2001 года. Последнее обновление: 15.10.2002.
Газета больше не издаётся и передача не выходит в эфир. Это архив.