Независимое экологическое журналистское сообщество
Открытый город: Независимое экологическое журналистское сообщество; Санкт-Петербург; газета и радиопередача
главная | радио | статьи | архив | новости

Социальная Экология —

Май 2001. № 5(21)

Смех сквозь слезы — или что-то гораздо глубже?

Когда две-три недели назад в радиопрограмме "Открытый город" прозвучала мелодия, которая уже много лет является как бы эпиграфом к любому из спектаклей театра "Лицедеи", нам не надо было долго представлять героев нашего репортажа. Как быстро летят последние годы… Уже выросло новое поколение молодых людей, которые даже помнить не могут, чем были "Лицедеи" для многих из нас на заре так называемой перестройки. О том, как живут лицедеи сегодня — наш рассказ устами одного из руководителей этого давно известного и всеми любимого театра.

— Меня зовут Анвар Либабов. Я актер-клоун театра "Лицедеи" и по совместительству — директор. Ну, у нас так принято в театре, что каждый — и швец, и жнец, и на дуде игрец. Мы все посильно тянем часть обязанностей, связанных с театром. Потому что театр для нас — это своеобразный дом. Помните эпоху студийности, когда многие творческие группы красили для себя подвалы, чердаки? Мы прошли через это...

У нас нет своего театра, но есть своя "площадка" — так называемый "Чаплин-клуб". Это уже довольно известное место, где собираются все, кто имеет отношение к "смеховой" культуре города. Находится этот "муравейник" на улице Чайковского, 59. Это: и "Лицедеи", и Юрий Гальцев, и Семен Альтов, и Геннадий Ветров — многие нашли там для себя обитель.

Наш театр — авторский, где каждый создает свой образ, но дорабатывает с помощью других. У нас даже есть такая, попахивающая, может быть, чванством, шутка: не всякий драматический актер может быть клоуном, но всякий клоун может быть драматическим актером.

Хотя давно существует устоявшееся мнение, что, если, мол, не поступил к Товстоногову или к Владимирову, то надо идти на какой-нибудь музыкально-эстрадный факультет или в клоунаду. Но это — не всегда, и совсем не обязательно так.

В свое время мы провели эксперимент: набрали слушателей в школу клоунады "Лицедей-лицей". В итоге, выяснилось, что из 400 с лишним слушателей, прошедших четыре года назад нашу школу клоунады, в театре осталось только 6 человек. Вот — процент отсеивания! Очень многое зависит от мировоззрения, мышления, от взгляда на жизнь — в этом отличие клоунады от чисто театральных, драматических жанров.

Хотя смех ради смеха — мы не ставим такой задачи. Можно, скажем, пнуть напарника по сцене, извините, под задницу или упасть и — добиться смеха. Но основатель "Лицедеев" Вячеслав Полунин всегда учил нас философской, поэтической клоунаде, чтобы это был многоплановый срез. Чем глубже пласт, тем он понятней всем.

Возьмем известный номер, когда обычный с виду чемодан становится то швейной машинкой, то музыкальным инструментом, то кухней или спальней и т.д. Здесь все — абсурд и абстракция! Хотя в этот момент чемодан — обобщенный образ. Чемодан — мир актера-лицедея, это его жизнь, это его дом. И он живет в нем, как на своей планете. Вот к такому — иррациональному — представлению о мире мы и стремимся.

И понятно, почему: ведь мы представляем народный театр, площадное искусство и, по большому счету, являемся наследниками скоморошества. Поэтому наша первая задача — совсем не дидактика: не учить зрителя, а сделать его раскрепощенным, вернуть в мир игры. Значит, главное — чтобы зритель смеялся с искренними глазами, вернулся в мир детства, чтобы у него было радостно на душе. А уже потом — смех сквозь слезы, и уже третьим слоем — какая-то мораль, этика. То есть идет очень честный контакт со зрителем — сколько энергии ты отдашь зрителям, столько получишь в ответ. Или, скажем — перестройка. Публика стала свободнее. Был даже период, когда зрители свистели, ходили в зал с бутылками, с пивом. Ну, что тут поделать: многие поняли свободу именно так: я купил билет, значит я тебя купил! А ведь, простите за напоминание, раньше театр был храмом.

Слава тебе, господи, все возвращается на круги своя. И интерес к театру возвращается. Мы многое пережили. У нас выросла новая, третья генерация актеров. Первая генерация — это Роберт Городецкий, Александр Скворцов, Феликс Агаржанян — это, когда они еще работали со Славой Полуниным, мы у них учились. Вторая генерация — Анна Орлова, Виктор Соловьев и я. Это уже мы учились у В Полунина и А Скворцова. И третья — это 6 человек, выпускники нашей школы.

В этом году мы объявили очередной набор в школу клоунады "Лицедей-лицей" совместно с академией театрального искусства. Все это будет проходить у нас, в "Чаплин-клубе" на ул. Чайковского, 59. Желающие попробовать себя в лицедейском искусстве даже могут позвонить нам по телефону: 272-88-79. Там проводятся предварительные консультации. Мы очень ждем подрастающие таланты, которые смогли бы стать еще одним, следующим поколением театра "Лицедеи".

Олег Чикунский

<< Список всех статей в рубрике Следующая статья >>

Внимание! При полном или частичном использовании материалов этого сайта ссылка на него обязательна.
Материалы: © 2002 Открытый Город Дизайн: © 2002 Георгий Сторм
Сайт открыт 1 июня 2001 года. Последнее обновление: 15.10.2002.
Газета больше не издаётся и передача не выходит в эфир. Это архив.